Новости трека экологии

27 февраля 2024

Традиционно на Технопроме один из треков посвящен теме экологии и климата. Новости по теме: 

Ежегодно в мире очистные сооружения производят порядка 100 млн тонн иловых осадков. Для их утилизации используют либо захоронение, которое требует огромных площадей, либо сжигание, но тогда необходимо очищать дымовые газы. 

Ученые ФИЦ "Институт катализа СО РАН" исследовали другой вариант — получение из осадков сточных вод пиролизной жидкости, которую в перспективе можно использовать как сырье для нефтепереработки и химической промышленности. Они смогли эффективно очистить эту жидкость, приблизив ее состав к нефти: содержание азота в продукте снизилось вдвое, кислорода — в семь раз, а серу удалось удалить практически полностью

Среди основных подходов к утилизации иловых осадков выделяют сжигание. Но при этом способе в воздух выбрасываются загрязняющие атмосферу соединения, и для очистки дымовых газов нужны дополнительные меры. Другой экономически целесообразный вариант утилизации иловых осадков — быстрый пиролиз с последующим получением полезных продуктов. В этом случае отходы нагревают с высокой скоростью без доступа кислорода, в результате чего образуется пиролизная жидкость. Сейчас ученые исследуют ее как возможное сырье для получения топлив или компонентов для химической промышленности, допустим, для синтеза органических растворителей и реагентов. Еще один плюс быстрого пиролиза — тяжелые металлы в процессе уходят в твердый кокс, что значительно снижает негативное воздействие на окружающую среду.
 
Если рассматривать производственную цепочку, то перед отправкой пиролизной жидкости для переработки на нефтеперерабатывающее предприятие необходима ее предварительная гидрообработка.

«В первую очередь от ископаемой нефти ее отличает наличие большого количества кислорода и азота, в том числе в составе органических кислот, азотсодержащих соединений — гетероциклов, нитрилов, нитридов, а по аналогии с нефтью в составе также присутствуют сераорганические соединения. Из-за этого ее сложно использовать в качестве топлива для прямого сжигания. Чтобы приблизить ее состав к нефти, особенно важно удалить азот и кислород. Для этого мы и ищем системы, которые будут предельно стабильны в условиях гидрообработки, так как некоторые соединения буквально "убивают" катализаторы», — говорит старший научный сотрудник Инжинирингового центра Института катализа СО РАН к.х.н. Роман Кукушкин.